Музыкальное мышление

В зависимости от степени развития музыкальных способностей, у человека вырабатывается музыкальное мышление. К слову, это одно из основных различий между западной и восточной музыкальными культурами. Можно смело сказать, что природа музыкального мышления изучается с давнего времени. Началом этой науки стала система соотношения музыкальных тонов, которую открыл Пифагор во время эксперимента с монохордом.

Музыкальные культуры

Восточная музыка обладает монодийным мышлением:

  • Музыкальная мысль развивается по горизонтали и отличается многочисленными ладовыми наклонениями;
  • Обороты четвертитоновые, одновосьмитоновые и одновосьмитоновые;
  • Ритмические структуры обладают богатством;
  • Соотношение звуков нетемперированное;
  • Различается тембровое и мелодическое разнообразие.

Что же касается европейского направления, то для него характерно гомофонно-гармоническое мышление:

  • Музыкальная мысль развивается по вертикали;
  • Движения гармонических последовательностей связаны с логикой;
  • Развитие оркестровых и хоровых жанров.

Виды мышления

  • Наглядно-действительное мышление — присуще деятельности исполнителей, просветителей и педагогов.
  • Наглядно-образное — относится к слушательскому восприятию.
  • Отвлечённо (теория, абстракция, логика) — относится к деятельности композитора и музыковеда.
  • Творческое мышление — характерная черта для всей музыкальной деятельности.

Стоит отметить, что в каждой эпохе появлялись свои стили музыкального мышления:

  • Стиль старинных полифонистов;
  • Венских классиков;
  • Стиль романтизма;
  • Стиль импрессионизма и т. д.

Но больше всего музыкальное мышление проявляет себя в творчестве композитора или исполнителя, то, в какой манере он преподносит музыку.

Единство трёх начал

Нельзя отрывать музыкальное мышление от зарождения художественного образа. Этот образ, с точки зрения современной музыкальной психологии, воспринимается как единство трёх начал: материального, логического и духовного.
Материальное начало:

  • Нотный текст.
  • Акустические параметры.
  • Мелодия.
  • Метроритм.
  • Гармония.
  • Динамика.
  • Фактура.
  • Регистр.
  • Тембр.

Логическое начало:

  • Форма.
  • Жанр.
  • Содержание.

Духовное начало:

  • Настроение.
  • Ассоциации.
  • Выражение.
  • Воля.
  • Чувства.

Настоящее музыкальное мышление, это понимание всех трёх начал музыкального образа, который формируется в сознании композитора, исполнителя и слушателя.

Развитие музыкального мышления

Известный педагог М. Махмутов вывел одну общепедагогическую концепцию для развития музыкального мышления:

  • Нужно сталкивать учащихся с жизненными явлениями, которые требуют теоретического объяснения.
  • Проводить практические работы.
  • Показывать жизненные явления, которые будут противоречить их прежним житейским представлениям об этом явлении.
  • Научиться формулировать гипотезы.
  • Побуждать к соревнованию, сопоставлению и противопоставлению знаний.





©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru